По данным разработчиков, создание подобной системы позволит снизить количество аварий с участием БАС, а также повысит безопасность и эксплуатационные характеристики дронов
Ученые Центра компетенций НТИ «Фотоника» представили для форума «Сильные идеи для нового времени» проект по созданию системы автоматизированного технического осмотра беспилотных летательных аппаратов с применением технологий фотоники. Предлагаемое решение основано на создании умных композитных материалов с применением оптических датчиков, которые внедряются в сам материал.
«При многократном увеличении числа действующих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) до десятков тысяч единиц произойдёт резкий скачек происшествий, возникающих по причине поломки таких изделий. Связка технологий фотоники и композиционных материалов (КМ) позволит решить эту проблему за счет отслеживания состояния БАС в реальном времени», - комментирует руководитель лаборатории оптических технологий Центра компетенций НТИ «Фотоника», кандидат технических наук Глеб Шипунов.
По своей природе композиционный материал анизотропен и создается в едином технологическом цикле с деталью из него. Элементы БПЛА из композитов получаются одновременно с самим композитом и в них можно внедрить волоконно-оптические датчики без снижения эксплуатационных характеристик. При этом в таких авиационных системах, как БПЛА, не целесообразно применять классические технологии контроля состояния такие как, тензодатчики, датчики перемещения и другие в связи с тем, что они перегрузят электрическую схему дрона, существенно повысят вес и снизят возможную полезную нагрузку. При этом в комбинации фотоники с композиционными материалами мы получаем легкую, энергоэффективную и точную систему оценки технического состояния БПЛА.
Кроме внедрения в конструкции БАС системы техосмотра предполагается создание сервисных центров куда беспилотник в случае поломки перемещается для будущего ремонта. «При оснащении всех существующих и разрабатываемых БАС системой автоматизированного технического осмотра можно создать распределенную сеть сервисных центров, которые будут принимать БАС с признаками износа, поломки в процессе эксплуатации без вмешательства человека или до возникновения необратимых последствий», - продолжил Глеб Шипунов.
Ученые отмечают, что создание подобной системы позволит снизить количество аварий с участием БАС, повысит их экономическую эффективность, безопасность и эксплуатационные характеристики дронов. Разработка проекта планируется в кооперации с другими вузами, научными институтами и промышленными предприятиями России.
Проект по разработке системы автоматизированного технического осмотра беспилотных летательных аппаратов с применением технологий фотоники был поддержан региональными экспертами и выдвинут в ТОП-1000 лучших идей России.